Вышли первые предметные рейтинги вузов России

 Экосистема рейтингов «Три миссии университета» пополнилась рейтингами лучших вузов России по 29 направлениям подготовки. Выявлены лучшие вузы страны в области широкого спектра естественных и инженерных наук, математики, социальных и гуманитарных направлений, медицины и педагогики. Проект поддержан Российским Союзом ректоров (РСР), оператор проекта – Ассоциация составителей рейтингов (АСР).

На открытом заседании Совета Российского союза ректоров выступил президент союза и ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий: «Сегодня состоялось очень важное событие в университетской жизни страны – опубликован первый выпуск рейтингов высших учебных заведений по предметным областям. Предметные рейтинги – это новый вектор развития международного рейтинга «Три миссий университета», благодаря которому мы можем оценить деятельность университетов по 29 направлениям подготовки, в будущем мы планируем увеличить область исследования до 60 предметов».

Всего в 29 публикуемых рейтингов вошло 136 университетов из 41 региона России. В предметных списках наиболее широко представлены университеты Москвы и Санкт-Петербурга – 40 и 17 вузов соответственно.  Далее с большим отрывом следуют Татарстан – 6 университетов, и Башкортостан – 5 вузов в списках лучших.

Лучшими по предметному охвату стали расположенные в регионах крупные федеральные университеты – Уральский федеральный университет сумел войти сразу в 21 предметный рейтинг, Казанский федеральный университет вошел в 20 списков, а Южный и Дальневосточный федеральные университеты представлены в 19 рейтингах. Для сравнения: многопрофильные МГУ и РУДН вошли в 18 списков.

Победу в общем зачете уверенно одержал МГУ им. М.В. Ломоносова, который занял первое место сразу в 12 предметных рейтингах, один раз расположился на второй позиции и четыре раза – на третьем месте. Вице-чемпионом «медального зачета» оказался СПбГУ – 13 призовых мест (1 первое, 8 вторых и 4 третьих мест). НИУ ВШЭ уступила СПбГУ по числу вхождений в тройки лучших (9 раз), но обошла по количеству первых мест (4 «золота», причём все – в науках об обществе). К лидерам общего зачета по числу призовых мест также относятся Уральский федеральный университет, 5 раз вошедший в тройку призеров и Томский политехнический университет, оказавшийся на пьедестале предметных рейтингов 4 раза.

«Наш университет всячески поддерживает развитие подобных рейтингов, поскольку все учебные заведения разные и важно представить сильные стороны каждого из них. Результаты нового рейтинга показывают многопрофильных характер Уральского федерального университета, мы будем стремиться улучшить свои показатели в общем зачете по всем направлениям подготовки», — прокомментировал результаты рейтинга Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

При составлении предметных рейтингов анализировались статистические данные, онлайн-опросы экспертов не проводились.  Использовались данные Минобрнауки РФ, провайдеров библиометрических данных Clarivate Analytics и Scopus, организаторов студенческих состязаний «Я – профессионал», системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа СКАН-Интерфакс, агрегаторов онлайн-курсов, платформы веб-аналитики Alexa, а также социальных сетей.

Глава Ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Гришанков рассказал о методике исследования вузов по 29 направлениям подготовки: «В методике предметного рейтинга мы использовали оценку трех миссий каждого университета – образовательной, научной и общественной. И третья миссия заметно влияет на результаты. Для некоторых предметов рейтинги, составленные с учетом третьей миссии и без неё, сильно отличаются. Наиболее сильно общественная миссия влияет на рейтинги по психологии, филологии и журналистике, социологии».

Самая многочисленная область знаний по количеству студентов – медицина: в вузах страны обучается свыше 260 тыс. будущих медиков. В топ-20 рейтинга в сфере «Медицина» доминируют специализированные вузы во главе с Сеченовским университетом и РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Лишь пять позиций в двадцатке сильнейших заняли классические университеты, имеющие медицинские факультеты в своем составе: это МГУ, СПбГУ, РУДН, а также Уральский федеральный университет и Казанский федеральный университет. Сильные стороны медицинского образования – высокая обеспеченность кадрами и финансовыми ресурсами. По объему денежных средств в расчете на студента вузы с медицинским профилем на 43% превосходят среднее значение по всем другим предметным областям, а по удельному количеству сотрудников – на 45%. Еще более выражен отрыв медвузов по части подготовки кандидатов наук – численность лиц, защитившихся в диссертационных советах в 4 раза превышает среднее значение в других сферах.

В тройку лидеров по масштабам подготовки помимо медицины входят также информационные технологии и педагогическое образование — две сферы, развитию которых в последние годы государство стало уделять особое внимание. Количество бюджетных мест по этим направлениям растет – например, для будущих педагогов за год оно выросло более чем на 25%, а по ИТ-специальностям в ближайшем будущем оно увеличится в два раза – с 80 до 160 тыс. Рейтинг вузов в сфере «Педагогика» имеет ярко выраженный региональный уклон, 17 из 20 участников списка лучших расположены за пределами Москвы, причем географический охват вузов очень широк – участники из первой двадцатки расположены в разных городах от Калининграда до Владивостока, и от Мурманска до Ставрополя.

Образование в области «Информационные технологии» является высоко востребованным у студентов и одним из наиболее конкурентоспособных, в том числе и на мировом уровне. Тройка лидеров рейтинга в сфере ИТ широко известна за пределами России – МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ и ИТМО входят в топ-10 вузов мира, подготовивших наибольшее количество призеров самой престижной международной олимпиады по программированию ACM ICPC, в которой участвуют студенты из более чем 100 стран.

Помимо ИТ, к высоко конкурентным инженерным направлениям можно отнести также ядерные технологии и биотехнологии – эти области авторитетны для молодежи и заметны на мировом научно-образовательном пространстве. На эти направления поступают молодые люди с наиболее высокой базовой подготовкой – средний балл ЕГЭ по ядерным технологиям составляет 74,2, по биотехнологиям и биоинженерии – 73,7. Такой результат ЕГЭ превосходит средний балл высоко популярных направлений, как лингвистика (72,8) и математика (71,7). Сфера «Ядерные физика и технологии», стала одной из двух областей, предметные рейтинги в которых содержат меньше 20 позиций, так как количество российских вузов, готовящих по данным направлениям, составляет меньше двадцати (вторая немногочисленная область – легкая промышленность). Победителем рейтинга в сфере «Ядерные физика и технологии» с большим отрывом стал НИЯУ МИФИ, следом расположились Томский политехнический университет и Уральский федеральный университет. В сфере «Биотехнологии и биоинженерия» в топ-3 лидеров вошли МГУ, МФТИ и Университет ИТМО.

По математическим и естественным наукам безоговорочным лидером признан МГУ им. М.В. Ломоносова, занявший первые места во всех предметных областях – это математика, физика, химия, биология и география. Второе место в неформальном зачете у Санкт-Петербургского государственного университета – вуз стал серебряным призером рейтингов по математике, химии, биологии и географии. Казанский (Приволжский) федеральный университет вошел в число медалистов двух рейтингов по биологии и географии. НИУ ВШЭ замкнула тройку лидеров по математике, МФТИ и МИФИ заняли второе и третье места по физике, Новосибирский госуниверситет стал бронзовым призером в области «химия». В целом, естественно-научный сегмент заметно превосходит другие предметные области по эффективности научной деятельности – по количеству публикаций, индексируемых в Web of Science и Scopus, по доходу от исследований, по доле аспирантов и защитам диссертаций. Из-за высокой значимости научной миссии в естественно-научном и инженерном сегментах вес показателей группы «Наука» был повышен до 35%, тогда как в сфере «медицина» он составил 30%, а в рейтингах по социальным и гуманитарным направлениям – 25%.

Наибольшее количество публикуемых рейтингов относятся к социально значимым инженерным направлениям. Это Авиационная и ракетно-космическая техника, Геология, Машиностроение и робототехника, Нефтегазовое дело, Пищевые технологии, Строительство, Технологии легкой промышленности, Технологии материалов, Химические технологии, Экология, Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника. Перечисленные направления имеют свою специфику, из-за чего состав критериев данных предметных рейтингов отличается от естественно-научной сферы и области ИТ. Так, социально значимые инженерные направления не пользуются высокой популярностью среди абитуриентов, при том, что инжиниринг востребован государством – целевой прием здесь весьма высок. Во-вторых, по инженерным направлениям не наблюдается богатого разнообразия онлайн-курсов (как в случае с математикой, физикой, ИТ, и ядерными технологиями), здесь менее распространена студенческая мобильность. По этой причине в инженерных рейтингах не применялись критерии онлайн-курсов и магистрантов из других вузов, а критерий доли целевого приема, наоборот, использовался.

В инженерных рейтингах лидерами медального зачета по общему количеству призовых мест являются Уральский федеральный университет, Томский политехнический университет и Санкт-Петербургский горный университет – только этим вузам удалось войти в топ-3 не менее чем трех инженерных рейтингов. При этом по количеству первых мест здесь лидируют Томский политехнический университет (получивший наивысшую оценку в сферах «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» и «Химические технологии»), МГТУ им. Н.Э. Баумана (лидер в областях «Машиностроение и робототехника», «Авиационная и ракетно-космическая техника»), а также МГУ им. М.В. Ломоносова (победитель в сферах «Геология» и «Экология»). Если же говорить не про топовые позиции в рейтингах, а про сам факт попадания в инженерные рейтинги, то национальным лидером является Пермский национальный исследовательский политехнический университет, вошедший в топ-20 сразу восьми рейтингов. Шесть вузов представлены в семи инженерных рейтингах, причем все они не из Москвы: это Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский горный университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Южно-Уральский государственный университет, Сибирский федеральный университет и Дальневосточный федеральный университет.

Все публикуемые рейтинги по гуманитарным направлениям – в сферах «Лингвистика и иностранные языки», «Филология и журналистика», «История и археология» – возглавил МГУ им. М.В. Ломоносова. В число призеров гуманитарных рейтингов также вошли СПбГУ и НИУ ВШЭ. По социальным наукам наиболее высокие результаты продемонстрировала НИУ ВШЭ, занявшая первые места по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Социология» и «Психология». Предметный рейтинг в сфере «Право» возглавил СПбГУ. Призеры «социальных» рейтингов, как правило, те же, что и в гуманитарной сфере – это НИУ ВШЭ, МГУ и СПбГУ. Единственный вуз, который смог разбавить их в социальных науках – РАНХиГС, занявшая второе место в сфере «менеджмент». В целом, общественных науках отчетливо проявляется доминирование столичных вузов – в списках топовых вузов в сферах экономики, менеджмента, права и социологии семь из десяти лучших университетов страны расположены в Москве.

Алексей Демидов – ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна отметил важность предметных рейтингов: «Линейка отраслевых и предметных рейтингов позволяет оценивать конкурентные позиции российских университетов по отдельным направлениям и то, что в 29 предметных рейтингов уже фигурируют 136 вузов говорит нам серьезном результате исследования, хотя мы находимся только в начале пути».

Методика формирования предметных рейтингов

Предметные рейтинги вузов России строятся на основании оценки трех миссий университета – образовательной, научной, общественной. Рейтинги отвечают на вопрос: какие университеты обеспечивают наилучшую образовательную и научную подготовку студентов в конкретной предметной области с учетом вклада вуза в социальное развитие? Рейтинги строятся исключительно на объективных показателях и не используют результаты опросов экспертов.

Для включения вуза в шорт-лист по конкретному направлению вуз должен осуществлять набор студентов на 1 курс, а кроме того, численность обучающихся на всех курсах по рассматриваемому направлению должна быть не ниже порогового значения в диапазоне от 100 до 200 человек, в зависимости от предметной области. Анализировались только головные вузы, филиалы университетов не рассматривались.

При оценке первой – образовательной – миссии университетов оцениваются качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, конкурентоспособность магистратуры, объем финансирования, результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах, количество массовых онлайн-курсов.

Показатели группы «Наука» включают библиометрические показатели (публикации и их цитирование), согласно базам Web of Science, Scopus и РИНЦ, доход от исследований c поправкой на масштаб, масштаб подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура), количество защит диссертаций, а также удельный вес внебюджетных источников в общем объеме затрат на научные исследования и разработки.

При оценке третьей, общественной миссии вузов учитывались как предметные, так и институциональные показатели, имеющие отношение к вузу в целом. Так, на предметном уровне велось сравнение по показателям, измеряющим вклад вуза в подготовку кадров для региона, долю обучающихся по направлению в масштабах страны, долю зачисленных целевиков, долю студентов первого курса из других регионов. Критерии институционального уровня, также используемые в группе «Общество», – объем дохода от программ дополнительного образования и количество прошедших обучение по ним, многообразие знания на уровне вуза (количество программ, по которым ведется приём), аудитория сайта вуза и количество подписчиков в социальных сетях, а также частота упоминаний вуза в СМИ.

Из-за характерных особенностей, свойственных различным предметным сферам, в рейтингах используются разные наборы показателей и разные веса. Так, для естественно-научной сферы и инженерных направлений вес группы «Наука» составляет 35%, тогда как для социальной и гуманитарной сфер – 25%. Вес показателей группы «Образование» для естественно-научной сферы и инженерных направлений составил 40%, тогда как для социальной и гуманитарной сфер – 50%. Вес показателей третьей группы, «Общество», в обоих случаях составляет 25%.

Предметные рейтинги вузов России: топ-3 по направлениям подготовки

Медицина

 МестоНазваниеБалл1Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова  (Сеченовский Университет)100,002Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова84,583Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова80,31

 

Педагогическое образование (педагогика)

 МестоНазваниеБалл1Московский городской педагогический университет100,002Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена92,073Казанский (Приволжский) федеральный университет89,95

 

МатематикаМестоНазваниеБалл1Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова100,002Санкт-Петербургский государственный университет92,003Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»85,60

 

Физика

 МестоНазваниеБалл1Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова100,002Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)88,993Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»87,22

 

Химия

 МестоНазваниеБалл1Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова100,002Санкт-Петербургский государственный университет89,143Новосибирский национальный исследовательский государственный университет68,79

 

Биология

 МестоНазваниеБалл1Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова100,002Санкт-Петербургский государственный университет89,773Казанский (Приволжский) федеральный университет75,72

 

 

География

 МестоНазваниеБалл1Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова100,002Санкт-Петербургский государственный университет93,763Казанский (Приволжский) федеральный университет69,35

 

Филология и журналистика

 МестоНазваниеБалл1Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова100,002Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»97,193Санкт-Петербургский государственный университет94,97

 

Лингвистика и иностранные языки

 МестоНазваниеБалл1Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова100,002Санкт-Петербургский государственный университет98,223Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»89,19

 

История и археология

 МестоНазваниеБалл1Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова100,002Санкт-Петербургский государственный университет98,803Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»90,78

 

Экономика

 МестоНазваниеБалл1Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»100,002Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова90,533Санкт-Петербургский государственный университет89,55

 

Менеджмент

 МестоНазваниеБалл1Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»100,002Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации89,783Санкт-Петербургский государственный университет88,28

 

Социология

 МестоНазваниеБалл1Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»100,002Санкт-Петербургский государственный университет94,573Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова85,54

 

Право

 МестоНазваниеБалл1Санкт-Петербургский государственный университет100,002Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»97,223Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова94,33

 

Психология

  

 

Источник: russia-on.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: