Одним с принципиальных составляющих удачного бизнеса является точное осознание бизнесменом сущности франчайзинга и его разновидностей.
Франчайзинг – таковой вид рыночных отношений, при котором франчайзер (один участник соглашения) передает франчйази (2-ой стороне) за определенную плату право на ведение какого-нибудь вида бизнеса навалом разработанной технологии.
Город типу отношений меж сторонами соглашения (франчайзером и франчайзи) различают несколько главных видов франчайзинга.
1. Франчайзинг товарный. Таковой вид отношений именуют еще франчайзингом продукта. Употребляется, в главном, в торговой сфере. Заключив таковой контракт, франчайзи получает право на реализацию продукта, выпущенного по-под фирменной торговой маркой франчайзера.
Обычно, франчайзи вправе на послепродажное и гарантийное сервис продукта. Франчайзиговый контракт агрессивно регламентирует технологию продаж, ассортимент услуг и продуктов и точные правила использования марки производителя.
Если же франчайзи приобретает у производителя торговое оборудование либо недвижимость, франчайзер обнаруживает ему финансовую поддержку, снабжает маркетинговыми технологиями, производит обучение персонала. Примеры товарного франчайзинга – продажа каров, горючего, бытовой техники.
2. Франчайзинг производственный (промышленный). Фирма, владеющая патентованной технологией производства продукта, передает франчайзи право на создание и продажу продукции по-под своим фирменным знаком.
Компания передает 2-ой стороне, не считая патента на создание, сырье и эксклюзивные ингредиенты, которые производит лишь она навалом скрытым технологиям.
Не считая того, в договоре указаны точные требования к производственному процессу, размеру выпускаемой продукции, ее качеству, планам продаж. Оговаривается также квалификация персонала и полная отчетность.
Большая фирма производит поставку оборудования на льготных критериях, обнаруживает помощь в обучении служащих, организации производства, продаж и разработке рекламы продукции.
Производственный франчайзинг обширно всераспространен в изготовлении безалкогольных прохладительных напитков. Броским примером может служить компания «Кока-кола».
3. Франчайзинг сервисный. Франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом услуг по-под торговой маркой франчайзера, который обеспечивает напарника оборудованием, маркетинговой и рекламной технологией.
Не считая поддержки, компания-франчайзер непременно производит контроль за работой «младшей» конторы. Пример сервисного франчайзинга – сеть химчисток.
4. Франчайзинг бизнес-формата (деловой). В этом случае франчайзер передает партнеру не только лишь права продаж, да и лицензию на компанию данного вида бизнеса.
В документах верно оговаривается теория бизнеса, даются подробные аннотации навалом учебе служащих, требования к оформлению интерьера конторы, к униформе персонала. Регламентируется маркетинговая политика, ведение отчетности, отношения с поставщиками продукта.
Таковым образом, компания-франчайзи трудится по-под знаком фирмы-франчайзера и непременно держится той же концепции ведения бизнеса.
За выполнением критерий строго смотрит большая фирма. Таковым видом франчайзинга пользуются, к примеру, сеть компаний резвого питания (к примеру,«Мак Дональдс»).
Деловой франчайзинг с каждым годом набирает обороты и на нынешний денек, навалом словам профессионалов, является одним с самых многообещающих, устойчивых к кризису разновидностей ведения бизнеса.